Раскрывая секреты мастерства
Интервью с Мастерем спорта международного класса по гандболу Алексеем Николаевичем Каманиным
Алексей Николаевич Каманин (род. 6 июня 1978 года) – гандболист, Мастер спорта России международного класса, 12 кратный чемпион России, обладатель Кубка России, обладатель Межконтинентального Кубка 2002 года, Обладатель Кубка Кубков Европейских стран 2006 года, участник Финала 4-х Лиги Чемпионов 2010 года, участник Олимпийских Игр 2008 года, провёл 200 игр за сборную России.
Участник проекта «Гандбол – детям».
*****
В. Как и когда Вы познакомились с гандболом?
О. Моё знакомство с этим видом спорта произошло несколько поздновато (по возрасту). Мне было 15 лет, когда к нам в школу пришёл тренер по гандболу, который набирал высоких ребят, вот так я и попал в гандбол. Закрепился в команде. Конечно, я отставал от остальных ребят по техническим параметрам, но за счёт того, что любил спорт и с детства попробовал себя в разных видах, как и любой советский или российский мальчишка, то достаточно быстро догнал остальных. Ну а ощущение того, что я отстаю, помогло мне не только стать вровень с другими, но и пойти дальше – в профессиональный спорт. Знаете, это был своеобразный толчок: «Надо, надо, догонять!»,- вот и приходилось делать несколько больше, чем делали остальные.
В. Таким образом, Ваш первый тренер дал старт, но Вы достаточно быстро достигли определённого мастерства и перешли в команду более высокого уровня?
О. Да, мой первый тренер Коваленко Александр Васильевич, увидел и оценил мой потенциал, то, что я могу быть в команде. И не просто увидел и передал дальше, он целый год занимался со мной, прививал спортивные навыки, уделял мне больше времени, чтобы я быстрее догнал остальных. С ним мы общаемся до сих пор, он работает в Чехове в системе «Чеховских медведей», и мы частенько вспоминаем далёкий 95-й год…
В. Вы упомянули о том, что в гандбол Вас привёл высокий рост. Он у Вас по-настоящему высокий, если не баскетбольный, то, как минимум, волейбольный. Какое значение играет рост для спортсмена-гандболиста? И какими ещё качествами он должен обладать?
О. Да, мой рост 197 сантиметров, а раньше была такая тенденция в нашем виде спорта – набирали ребят высокого роста. Но гандбол всегда был скоростным и интеллектуальным (!) видом спорта, а сейчас все эти характеристики только усилились, поэтому наличие высокого роста не является обязательным. В гандбол играют люди, которые разбираются в гандболе, так скажем, которые умеют играть, умеют бросить мяч, умеют сделать передачу, видят площадку. То есть, люди с хорошим игровым мышлением. А по росту нет никаких ограничений.
В. Вы особо подчеркнули наличие у гандболиста игрового мышления. Как распознает тренер или наставник у начинающего спортсмена склонность к такому мышлению? Или же это проявляется в процессе тренировок, поскольку в интеллектуальном и скоростном виде спорта нужно принимать быстрые решения, ориентироваться по ситуации и здесь простым натаскиванием и затверждёнными навыками не обойдешься?
О. Верно, подобные качества увидеть непросто, всё это проявляется в тренировочном и даже в игровом процессе. Опытный педагог обязательно заметит, что вот этот конкретный юный спортсмен видит чуть больше, чем другие. То есть он принимает такие решения, которые не принимают другие дети. Видит площадку лучше, даёт пас длиннее и именно в руки тому, кто находится вне зоны видимости. Бывает, он и сам не понимает, что он делает, но это означает, что в нём есть те качества, которые у будущего гандболиста весьма востребованы – то самое игровое мышление. Иными словами, он видит ситуацию так, как не видят другие, даёт пас такой, который даёт только он! В других видах спорта, в том же волейболе, есть спортсмены, которые дают пас лучше других, и, в итоге, это делают только они, потому что их пас идеален. В нашем же виде спорта игрок универсален и должен уметь многое, поэтому кроме игрового мышления, нарабатываются и другие необходимые навыки, которые нужны гандболисту.
Мы в процессе тренировки помимо гандбола играем и в другие игры с мячом и без мяча, для развития определённых навыков и мышления. Так вот те, кто обладает игровым мышлением, обязательно проявят себя и в других играх, не только в гандболе.
В. Вы описали качества, присущие людям незаурядным, быть может, даже выдающимся, будущим «звёздам» гандбола. Проведу небольшую аналогию. Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны в авиации особо отмечали лётчиков-асов. Вполне заслуженно отмечали. Но вот было их не так уж и много, а основную тяжесть войны вытащили, если можно так сказать, «середнячки». То есть, те лётчики, которые не обладали выдающимися качествами, но умели делать свою работу. И делали её очень даже недурно. Нет ли подобной ситуации в гандбольных командах?
О. Безусловно, в команде есть лидеры, игроки, обладающие талантами, и те, у которых способностей и талантов поменьше. Но любой тренер скажет: «Да, пусть в моей команде будут средние игроки, но эти игроки будут высокого класса!» И такая «средняя» команда за счёт своего понимания гандбола никогда не опустится ниже определённой планки.
Другая команда может обладать талантливыми игроками высокого класса, но средний уровень команды может существенно «просесть». Ведь чтобы донести мяч до хорошего игрока, нужны другие хорошие игроки! Те, которые в игре будут забирать на себя соперников и тем самым освобождать своего лидера. Либо наоборот, лидер должен забрать на себя соперников, а остальные должны уметь забивать мячи.
Из всего этого делаем вывод, что любой тренер будет стремиться к тому, чтобы вся команда развивалась до высокого уровня. Да, кто-то «выстреливает» своим талантом и становится лидером, но все остальные немногим ему уступят. Поэтому термин «середнячок» в данном случае неуместен, так как в команде те, кто делает черновую работу, обязательно должны быть профессионалами высокого класса. И «середнячками» они будут именно в этой команде, а в другой запросто могут стать «звёздами» первой величины. Вообще, для любого спортсмена совершенно естественным является стремление к высоким достижениям. И вот здесь его может подстерегать своеобразная «засада». Не следует, устанавливая себе какую-то планку или цель, успокаиваться после её достижения. Процесс познания нового, развития и совершенствования, бесконечен. В команде хороший спортсмен старается быть не хуже, а то и лучше других, но ведь и остальные желают того же. Вот такая здоровая конкуренция и даёт право ощущать себя частью команды, а также возможность постоянно повышать свой уровень.
В. Как Вы стали участником проекта «Гандбол – детям»?
О. О проекте мне в своё время рассказал Василий Филиппов и предложил провести мастер-класс с воспитанниками детских домов. Предложение вызвало интерес, и я попробовал свои силы. Скажу откровенно, что процесс меня не на шутку увлёк, и я с большим удовольствием принимаю участие в мероприятиях проекта. Это… это — что-то другое! Общение, работа с детьми даёт возможность понять для себя нечто важное и поделиться с ними своим опытом, знаниями. Например, рассказать им о гандболе, о достижениях российских спортсменов, о спорте вообще, о том, какие он даёт возможности человеку. Помню, как рассказывал о наших девчатах, выигравших золото на Олимпиаде, и ребята не просто слушали, но и задавали вопросы, ведь это были живые примеры достижений, примеры, на которые можно равняться и к чему, возможно, стоит стремиться. На один из мастер-классов я как-то взял с собой своего пятнадцатилетнего сына, и он не только активно включился в тренировочный процесс (помогал мне), но и с удовольствием общался с этими ребятами.
Вообще, во время встреч с воспитанниками детских домов я ставлю перед собой задачу не только провести тренировку, но и вызвать интерес к спорту. Рассказать, какие возможности он им может предоставить, и всё это объяснить на конкретных примерах. Вот это общение я считаю даже более важным, чем те мастер-классы, которые мы проводим. Важно, что получается и обратная связь. Например, мы продолжаем общаться и вне тренировочного процесса, зачастую неформально и на любые другие темы, помимо спорта.
В. Какие пути и возможности имеются у профессионального гандболиста после завершения спортивной карьеры?
О. Любой спортсмен, попавший в профессиональный спорт, прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что спортивная карьера может завершиться рано или поздно, по различным причинам. Однако те, кто прошёл этот путь от детской секции до профессиональной команды, приобретают определённые навыки, причём такие, которым просто так не научишься. Например, умение ставить перед собой цель и достигать её, доводить дело до конца, а это подразумевает наличие определённых черт характера: пунктуальности, твёрдости, стремлению к порядку и т.п. В общем, всему тому, что может пригодиться в жизни, в любой профессии. И люди, которые приходят из спорта в бизнес, на производство, сразу видны и именно своими навыками нередко производят позитивное впечатление на коллег и руководство. При этом спорт также предоставляет возможность своим питомцам оставаться в рамках профессии. Это тренерская работа, судейство, работа спортивным комментатором, различные административные должности… Разумеется, возможность работать в этих направлениях даёт получение профильного образования, и это распространённая практика в спортивной среде.
В. Традиционно, Ваши пожелания воспитанникам?
О. Хочу им пожелать не терять интереса к нашему общению, к спорту, причём к любому виду, а главное – чтобы каждый из них нашёл свой собственный путь в жизни!
Фото предоставлены А. Н. Каманиным.